Ответный удар по кризису (надежные дороги получаются из автомобильных покрышек)

Как приблизить сибирские дороги к европейским стандартам, похоже, знает предприниматель из Братска Александр Митюгин. Он является одним из авторов запатентованной технологии производства битумно-резиновых вяжущих для дорожного строительства из автомобильных покрышек.

По данным Министерства стро­ительства и дорожного хозяйства Иркутской области, только 40% до­рог в регионе имеют капитальное асфальтовое покрытие. На некото­рых участках оно настолько разру­шено, что приходится переводить эти дороги в разряд гравийных. Причина — дефицит финансовых средств. С другой стороны — со­стояние и внешний вид дорог, срок их эксплуатации и ремонта во мно­гом зависят от качества дорожного покрытия.

— Заняться технологией про­изводства битумно-резиновых вя­жущих меня заставила проблема утилизации изношенных автомо­бильных шин, которые являются источником длительного загрязне­ния окружающей среды, — говорит Александр Митюгин. — Отслужив­шие свой век колеса не подверга­ются биологическому разложению; они огнеопасны, и, в случае воз­горания, погасить их достаточно сложно; при складировании шины являются идеальным местом раз­множения грызунов, служат источ­ником инфекционных заболеваний. Вместе с тем амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд. Однако за рубе­жом резину в небольших объемах измельчают в крошку, которую ис­пользуют в виде наполнителей, до­бавок и сорбентов в разных техно­логиях. Но это не решает проблему утилизации крупнотоннажных от­ходов. Все технологии, применяе­мые на Западе или нерентабельны, или ухудшают качество конечно­го продукта, или применение упи­рается в ограниченный спрос. Основная масса автомобильных покрышек используется в качест­ве альтернативного топлива вмес­те с углем.

Пять лет Александр Митюгин вместе с иркутскими учеными — Валерием Кижняевым и Романом Житовым из ИГУ и Виктором Алек-сеенко из ИрГТУ — занимался раз­работкой технологии получения из резиновой крошки амортизиро­ванных автомобильных покрышек битумно-резиновых композитов (БРК), удовлетворяющих требова­ниям ГОСТов на дорожно-строительные материалы.

Ориентиро­вочный состав битуморезинового композита: крошка вулканизиро­ванной резины — 10-30%, камен­ноугольная смола — 5-10%, битум нефтяной дорожный — 60-85%. В основе технологии лежит процесс девулканизации резины и раство­рение ее в битумах на уровне мак­ромолекул и наночастиц каучука. Испытания успешно прошли в ла­бораториях иркутского и братс­кого филиалов Дорожной службы Иркутской области. В настоящее время изготовлены опытно-про­мышленные установки производи­тельностью 1 тонна и 15 тонн ком­позита в смену.

— Главным преимуществом запатентованной нами технологии является ее доступность, — уточняет Виктор Алексеенко. — Получаемый битумно-резиновый композит, не превышая по цене битум марки БНД 90/130 (кроме того, он значительно дешевле полимерно-битумного композита и присутствующих на рынке битумно-резиновых экологически чистых композиционных вяжущих), превосходит его по всем технологическим параметрам. Композит отличается более низкой температурой хрупкости (-17°С для БНД и -31°С для БРК), повышенной температурой размягчения (47°С для БНД и 72°С для БРК), улучшенной по сравнению с битумом адгезией к поверхностям любой породы.

Использование асфальтобетона на основе БРК позволит продлить срок службы дорожного покрытия минимум в два раза, что снизит дав­ление на бюджетное финансиро­вание. Резино-битумный композит выгоден и дорожным строителям и АБЗ, поскольку благодаря своим свойствам продлевает сезон уклад­ки асфальтобетона, снижает прос­той в дождливые дни и позволя­ет уйти от применения импортных добавок, стоимость которых равна от $100 за кг и выше. Кроме того, за счет удешевления вяжущего в слу­чае использования БРК сметная стоимость 1 километра дорожно­го полотна снижается в среднем на 8% при более высоком качестве ас­фальтобетонного покрытия.

В настоящее время в Иркутской области построено 8 заводов по переработке автомобильных пок­рышек в резиновую крошку. Одна­ко сбыта продукции нет. Александр Митюгин уверен, если данная тех­нология будет внедрена в дорож­ном строительстве, то в регионе наладится эффективное высокотех­нологичное производство по пере­работке резины.

Коммерсантъ. Guide: Сибирский округ 21 марта 2009 №50