Ответный удар по кризису (надежные дороги получаются из автомобильных покрышек)
Как приблизить сибирские дороги к европейским стандартам, похоже, знает предприниматель из Братска Александр Митюгин. Он является одним из авторов запатентованной технологии производства битумно-резиновых вяжущих для дорожного строительства из автомобильных покрышек.
По данным Министерства строительства и дорожного хозяйства Иркутской области, только 40% дорог в регионе имеют капитальное асфальтовое покрытие. На некоторых участках оно настолько разрушено, что приходится переводить эти дороги в разряд гравийных. Причина — дефицит финансовых средств. С другой стороны — состояние и внешний вид дорог, срок их эксплуатации и ремонта во многом зависят от качества дорожного покрытия.
— Заняться технологией производства битумно-резиновых вяжущих меня заставила проблема утилизации изношенных автомобильных шин, которые являются источником длительного загрязнения окружающей среды, — говорит Александр Митюгин. — Отслужившие свой век колеса не подвергаются биологическому разложению; они огнеопасны, и, в случае возгорания, погасить их достаточно сложно; при складировании шины являются идеальным местом размножения грызунов, служат источником инфекционных заболеваний. Вместе с тем амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд. Однако за рубежом резину в небольших объемах измельчают в крошку, которую используют в виде наполнителей, добавок и сорбентов в разных технологиях. Но это не решает проблему утилизации крупнотоннажных отходов. Все технологии, применяемые на Западе или нерентабельны, или ухудшают качество конечного продукта, или применение упирается в ограниченный спрос. Основная масса автомобильных покрышек используется в качестве альтернативного топлива вместе с углем.
Пять лет Александр Митюгин вместе с иркутскими учеными — Валерием Кижняевым и Романом Житовым из ИГУ и Виктором Алек-сеенко из ИрГТУ — занимался разработкой технологии получения из резиновой крошки амортизированных автомобильных покрышек битумно-резиновых композитов (БРК), удовлетворяющих требованиям ГОСТов на дорожно-строительные материалы.
Ориентировочный состав битуморезинового композита: крошка вулканизированной резины — 10-30%, каменноугольная смола — 5-10%, битум нефтяной дорожный — 60-85%. В основе технологии лежит процесс девулканизации резины и растворение ее в битумах на уровне макромолекул и наночастиц каучука. Испытания успешно прошли в лабораториях иркутского и братского филиалов Дорожной службы Иркутской области. В настоящее время изготовлены опытно-промышленные установки производительностью 1 тонна и 15 тонн композита в смену.
— Главным преимуществом запатентованной нами технологии является ее доступность, — уточняет Виктор Алексеенко. — Получаемый битумно-резиновый композит, не превышая по цене битум марки БНД 90/130 (кроме того, он значительно дешевле полимерно-битумного композита и присутствующих на рынке битумно-резиновых экологически чистых композиционных вяжущих), превосходит его по всем технологическим параметрам. Композит отличается более низкой температурой хрупкости (-17°С для БНД и -31°С для БРК), повышенной температурой размягчения (47°С для БНД и 72°С для БРК), улучшенной по сравнению с битумом адгезией к поверхностям любой породы.
Использование асфальтобетона на основе БРК позволит продлить срок службы дорожного покрытия минимум в два раза, что снизит давление на бюджетное финансирование. Резино-битумный композит выгоден и дорожным строителям и АБЗ, поскольку благодаря своим свойствам продлевает сезон укладки асфальтобетона, снижает простой в дождливые дни и позволяет уйти от применения импортных добавок, стоимость которых равна от $100 за кг и выше. Кроме того, за счет удешевления вяжущего в случае использования БРК сметная стоимость 1 километра дорожного полотна снижается в среднем на 8% при более высоком качестве асфальтобетонного покрытия.
В настоящее время в Иркутской области построено 8 заводов по переработке автомобильных покрышек в резиновую крошку. Однако сбыта продукции нет. Александр Митюгин уверен, если данная технология будет внедрена в дорожном строительстве, то в регионе наладится эффективное высокотехнологичное производство по переработке резины.
Коммерсантъ. Guide: Сибирский округ 21 марта 2009 №50
По данным Министерства строительства и дорожного хозяйства Иркутской области, только 40% дорог в регионе имеют капитальное асфальтовое покрытие. На некоторых участках оно настолько разрушено, что приходится переводить эти дороги в разряд гравийных. Причина — дефицит финансовых средств. С другой стороны — состояние и внешний вид дорог, срок их эксплуатации и ремонта во многом зависят от качества дорожного покрытия.
— Заняться технологией производства битумно-резиновых вяжущих меня заставила проблема утилизации изношенных автомобильных шин, которые являются источником длительного загрязнения окружающей среды, — говорит Александр Митюгин. — Отслужившие свой век колеса не подвергаются биологическому разложению; они огнеопасны, и, в случае возгорания, погасить их достаточно сложно; при складировании шины являются идеальным местом размножения грызунов, служат источником инфекционных заболеваний. Вместе с тем амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд. Однако за рубежом резину в небольших объемах измельчают в крошку, которую используют в виде наполнителей, добавок и сорбентов в разных технологиях. Но это не решает проблему утилизации крупнотоннажных отходов. Все технологии, применяемые на Западе или нерентабельны, или ухудшают качество конечного продукта, или применение упирается в ограниченный спрос. Основная масса автомобильных покрышек используется в качестве альтернативного топлива вместе с углем.
Пять лет Александр Митюгин вместе с иркутскими учеными — Валерием Кижняевым и Романом Житовым из ИГУ и Виктором Алек-сеенко из ИрГТУ — занимался разработкой технологии получения из резиновой крошки амортизированных автомобильных покрышек битумно-резиновых композитов (БРК), удовлетворяющих требованиям ГОСТов на дорожно-строительные материалы.
Ориентировочный состав битуморезинового композита: крошка вулканизированной резины — 10-30%, каменноугольная смола — 5-10%, битум нефтяной дорожный — 60-85%. В основе технологии лежит процесс девулканизации резины и растворение ее в битумах на уровне макромолекул и наночастиц каучука. Испытания успешно прошли в лабораториях иркутского и братского филиалов Дорожной службы Иркутской области. В настоящее время изготовлены опытно-промышленные установки производительностью 1 тонна и 15 тонн композита в смену.
— Главным преимуществом запатентованной нами технологии является ее доступность, — уточняет Виктор Алексеенко. — Получаемый битумно-резиновый композит, не превышая по цене битум марки БНД 90/130 (кроме того, он значительно дешевле полимерно-битумного композита и присутствующих на рынке битумно-резиновых экологически чистых композиционных вяжущих), превосходит его по всем технологическим параметрам. Композит отличается более низкой температурой хрупкости (-17°С для БНД и -31°С для БРК), повышенной температурой размягчения (47°С для БНД и 72°С для БРК), улучшенной по сравнению с битумом адгезией к поверхностям любой породы.
Использование асфальтобетона на основе БРК позволит продлить срок службы дорожного покрытия минимум в два раза, что снизит давление на бюджетное финансирование. Резино-битумный композит выгоден и дорожным строителям и АБЗ, поскольку благодаря своим свойствам продлевает сезон укладки асфальтобетона, снижает простой в дождливые дни и позволяет уйти от применения импортных добавок, стоимость которых равна от $100 за кг и выше. Кроме того, за счет удешевления вяжущего в случае использования БРК сметная стоимость 1 километра дорожного полотна снижается в среднем на 8% при более высоком качестве асфальтобетонного покрытия.
В настоящее время в Иркутской области построено 8 заводов по переработке автомобильных покрышек в резиновую крошку. Однако сбыта продукции нет. Александр Митюгин уверен, если данная технология будет внедрена в дорожном строительстве, то в регионе наладится эффективное высокотехнологичное производство по переработке резины.
Коммерсантъ. Guide: Сибирский округ 21 марта 2009 №50