История одной инновации

Вторую жизнь для пришедших в негодность и вышедших в утиль автомобильных покрышек открыл предприниматель из Братска Александр Митюгин. Вместе со своими единомышленниками - учеными из Иркутска, он разработал универсальную технологию, которая позволяет использовать изношенные автомобильные шины в дорожном строительстве.

Индивидуальный предприниматель Александр Митюгин с 1993 года занимается утилизацией опасных отходов. «По роду своей деятельности я знаю, что отслужившие свой век колеса не подвергаются биологическому разложению; они огнеопасны, а в случае возгорания погасить их достаточно сложно; при складировании шины являются идеальным местом размножения грызунов, служат источником инфекционных заболеваний. Вместе с тем амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд, - поясняет предприниматель. - Именно проблема утилизации изношенных автомобильных шин заставила меня заняться технологией производства битумно-резиновых вяжущих».

Пять лет Александр Митюгин вместе с иркутскими учеными - Валерием Кижняевым и Романом Житовым из ИГУ, и Виктором Алексеенко из ИрГТУ - занимался разработкой технологии получения из резиновой крошки амортизированных автомобильных покрышек битумно-резиновых композитов (БРК), отвечающим требованиям ГОСТов на дорожно-строительные материалы.

Это изобретение было зарегистрировано во Всероссийском научно-исследовательском институте государственной патентной экспертизы в Москве. Проект установки по выпуску БРК в 2009 году на новосибирском научном форуме «Интерра» вошел в десятку лучших. Успех на форуме стал мощным толчком для развития проекта: от правительства Иркутской области были получены субсидии в размере полутора миллионов рублей. На эти деньги в прошлом году построен участок дороги в Свердловском районе Иркутска с использованием БРК. Несмотря на все эти успехи, дорожники Приангарья не торопятся внедрять данную технологию. Хотя преимущество разработок, сделанных по инициативе предпринимателя Митюгина, состоит в их поразитсльнои простоте и низкой себестоимости. В основе технологии лежит процесс девулканизации резины и растворение ее в битумах на уровне макромолекул и наночастиц каучука. Получаемый битумно-резиновый композит, не превышая по цене битум марки БНД 90/130, превосходит его по всем технологическим параметрам и пригоден для использования в качестве вяжущего для производства асфальтобетонов повышенного качества или гидроизолирующего мастичного материала повышенной адгезии, проще говоря, без проблем связывается с другими материалами.

Асфальтобетоны на основе битумно-резинового композита обладают повышенной прочностью и водостойкостью как при низких, так и при высоких температурах. Срок службы таких дорожных покрытий как минимум в полтора раза дольше, а работы можно производить и в дождливую погоду.

- В июле в Братске мы запустили промышленную установку по производству битумно-резинового композита. На его основе делаем горячие и холодные мастики, предназначенные для заливки швов, гидроизоляции, кровельных работ. В месяц мы готовы производить 200 тонн сырья, - сообщает Александр Митюгин. Кстати, мастику в этом году использовали при заделке швов на федеральной трассе «Вилюй» и для гидроизоляции подземных коммуникаций на Братском лесоперерабатывающем комплексе.

Говоря о преимуществах своей технологии, братский предприниматель оперирует не только его универсальными техническими данными, но и приводит в пример ценовые показатели. Сегодня по России идет внедрение такого модификатора асфальтобетонных смесей, как «Унирем». Для производства БРК используется резиновая крошка по цене 9 рублей за килограмм, то по «Унирему» ее цена возрастает до 198 рублей за килограмм. В результате, следует многократное удорожание дорожных работ. «Плюс требуются специальные условия для укладки «Унирема», которые наши дорожники не всегда могут обеспечить. К нашей же технологии они относятся скептически, поскольку не верят в инновационный прорыв местных разработчиков», - добавляет Александр Митюгин.

Отдельно предприниматель остановился на преимуществе мастики: «В инструкции Бийского завода, который выпускает модифицированную мастику, сказано, что ее можно использовать при температуре не больше 180 градусов и не меньше 160 градусов в течение четырех часов. Иначе она разрушается. Нашу мастику можно охлаждать, замораживать, нагревать, при этом она не потеряет своих свойств в течение года. Для укладки дорог и обработки швов наша мастика стоит 24 рубля за килограмм, у них - 45 рублей за килограмм плюс НДС. Кроме того, при укладке мастики с Бийского завода поверхность должна быть прогрета до 15 градусов. Мы можем работать от минус 15 градусов».

Пробивная способность Александра Митюгина и его одержимая последовательность по продвижению инновационной технологии постепенно начинает приносить свои первые результаты. Потихоньку появляются первые заказчики. Есть шанс, что данная технология будет внедрена в дорожном строительстве, а в регионе наладится эффективное высокотехнологичное производство по переработке резины.


Юрий Юдин, общественно политическая газета «Областная»